Краснокутское сельское поселение
Борисовский район

О муниципальном образовании

   Сельское поселение образовано 6 мая 2013 года Законом Белгородской области № 195 «О преобразовании муниципального образования и внесении изменений в статью 5 Закона Белгородской области Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района».

Населенные пункты: административный центр - село Красный Куток; хутор Ваковщина. На пологих склонах берегов некогда полноводных и глубоководных рек Локня и Готня, окруженное со всех сторон дубравами и сосновым бором, величественно распростерлось Краснокутское сельское поселение. Пьянящий аромат пойменных луговых и полевых трав в весенне – летний период сливается здесь в неподражаемую симфонию запахов, которые хочется вдыхать без конца. Возвышающийся на пригорке Знаменский храм придает сельскому поселению исполинское величие и нетронутую временем патриархальность. Звон церковных колоколов, который мелодично раздается здесь по праздничным дням, умиротворяет душу и сердце, заставляет думать о вечном, быть добрее, проявлять сострадание.

Административный центр сельского поселения – село Красный Куток воистину обладает какой – то неведомой притягательной силой: человека, хотя бы раз побывавшего в нем, тянет сюда вновь. Вот как отозвалась о Красном Кутке, побывавшая здесь с концертом, заслуженная артистка Российской Федерации, солистка Белгородской государственной филармонии Нина Николаевна Гридчина: «Милость Божия – побывать в Красном Кутке. Такой тишины, красоты и благодати я не встречала никогда в жизни. Чудный намоленный храм, дивная природа, чистое мироздание. Только здесь можно всем сердцем славить творца. Хочу жить в Красном Кутке!»

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Возникновения села Красный Куток уходит своими корнями вглубь веков. Официальной датой образования села считается 1710 год (в архиве найдены документы с упоминанием села Красный Куток датируемые 1710 годом). Но заселению этой территории предшествовали следующие события: в 1642 – 1643 годах на высоком мысе в шести километрах к востоку от старинного селения Хотмыжск, по ходатайству отставных воинов, служивших в Белгородской Засечной черте и охранявших южные пределы России от нашествия крымских татар, был основан мужской монастырь, названный в честь Курско – Коренной Знаменской иконы Божией Матери. Находился этот мыс в месте слияния двух рек Локни и Готни. По преданию, место для строительства монастыря выбрали два диакона – Ларионов и Габринев. Со временем возле монастыря начали селиться родственники, знакомые монахов, простой люд. Селение было названо слобода Понизовье, так как оно располагалось у подножия мыса, ниже монастыря (впоследствии это селение было названо улицей, существующей по сей день). После наделения монастыря землями, стали возникать села населенные крестьянами, принадлежавшие монастырю: Подмонастырская Готня, Трефиловка. В пределах монастыря было два храма. Первый был построен в 1653-1655 годы и назван в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был теплый, в подвальном помещении была устроена отопительная система. Этот храм просуществовал до 1938 года. Затем храм был разрушен, стены разобраны местными жителями для хозяйственных нужд. Второй храм был построен в 1772 году и назван «Знаменский храм», который действует и сегодня.

После победы русского войска над шведами в 1709 году, воины возвращались домой, на север, по дороге через Богодухов, Грайворон, Борисовку, недалеко от которой расположен был монастырь в Понизовье. Восемьдесят солдат, получив от императора отпускную, изволили остаток своих дней посвятить служению Богу. Территория монастыря, была обнесена оградой высотой около четырех аршин(до трех метров) с надвратной аркой и въездными воротами, имелся фруктовый сад. Территория составляла около двух гектар. Через несколько десятков лет монастырь стал малочисленным, с 1764 года был оставлен за штатом, а в 1842 году упразнен.

После 1842 года, когда село увеличилось, возле монастыря с восточной стороны были построены три здания – для церковного причта, воскресной школы, и для священника. После революции постройки были все разорены осталась только церковь построенная в 1772 году. Хочется отметить, что хоть и считается 1710 год годом основания села Красный Куток, но на территории села и окрестностях жители находили предметы относящиеся к XIII – XVI векам.
заселения, происхождение названия села. Население Понизовья составляли в основном черкасы (украинцы), служившие ранее в Засечной черте и являвшиеся выходцами с южной окраины Руси (Украины). Первоначально, территория, примыкавшая к селению Понизовье принадлежала притчу Хотмыжской Воскресенской соборной церкви, но церковный притч нуждался в деньгах и заложил свои земли по рекам Локня и Готня на тридцать лет графу Борису Петровичу Шереметеву. В конце концов земли перешли во владение графа. Граф торопился заселить, приобретенные земли, крестьянами. При заселении земель в то время существовало строгое правило: если хозяин земли поселял на своих землях выходцев из России, а они впоследствии оказывались беглыми крестьянами, то, приютивший их хозяин должен был платить помещику – собственнику крестьян огромные штрафы. Поэтому Б.П. Шереметев без риска для себя начал заселять свои земли черкасами, в то время еще свободными крестьянами: крепостное право на Украине было учреждено Екатериной II лишь в 1783 году.

По архивным документам, это место ранее называлось Святой или Красный клин. Возможно потом, это название в украинизированном виде перешло в название Красный Куток. Слово «красный» изначально на Руси употреблялось в значении «красивый». Слово же «куток» по – украински означает «уголок». Таким образом, название села Красный Куток, как и население села, оказалось двуязычным, а территория села оказалась заселенной украинцами и русскими. Потому и разговорный диалект в Красном Кутке сохранился как «суржик» - наполовину русский, наполовину украинский.

Начиная со времени образования села Красный Куток, во все последующие годы, вплоть до 1970 года, прослеживается динамика устойчивого роста его населения. Так, в 1764 году в слободе Красный Куток по результатам ревизии насчитывалось 144 жителя, из них: рабочих от 12 лет до 70 лет- 80 человек, престарелых – от 70 лет – 7 человек, малолетних до 12 лет – 57 человек.

В 1773 году население слободы Красный Куток составляло 193 жителя. В 1811 году согласно «Ведомостям» вотчинских правлений в Красном Кутке уже проживало 306 жителей.
После ввода в эксплуатацию железной дороги в 1910 году, соединившей Красный Куток с городами Харьков и Льгов, его население начало увеличиваться.
В 1970 году численность населения села Красный Куток превысила 1500 жителей.

Социально – культурное развитие села в дореволюционный период Судя по «Ведомостям» вотчинских правлений таких нищенских земельных наделов как в Красном Кутке не было ни в одном селении Хотмыжского уезда. Поэтому следствием малоземелья явилось развитие в селе различного вида ремесел и отхожих промыслов. Наиболее развиты в селе были гончарный, столярный и плотницкий промыслы: столяры изготавливали столы, комоды, шкафы гардеробные, стулья, табуретки, сундуки. Плотники, в основном, работали по найму – строили дома, избы, хозяйственные постройки. Широко развиты в селе были сапожные и портняжные промыслы. Свои изделия мастера сбывали на местных рынках, а также возили по ярмаркам. Женщины преимущественно занимались вышивкой полотенец и ткацким промыслом. Все крестьянские семьи сами удовлетворяли свои потребности в овощах, фруктах. Протекавшие по селу реки, Локня и Готня были в то время широкими и полноводными: их глубина доходила до 10 метров. Поэтому на реках строились водяные мельницы. Многие жители занимались ловлей рыбы. Распространенными видами одежды в то время были рубахи, полушубки, сапоги. Лаптей в Красном Кутке не носили.
В 1870 году в селе было построено здание школы, которое жители называли «белым зданием», так как оно было побелено белой глиной.

В 1873 году в селе была открыта церковно – приходская школа.

С 1910 года после ввода в эксплуатацию железной дороги центр села с улицы Понизовье начал смещаться в сторону железнодорожной станции, которая была названа остановочной платформой «148 км».
Несмотря на скромные доходы сельчан, жизнь в селе «била ключом»: справлялись свадьбы, отмечались религиозные праздники, вместе с соловьиными трелями распевались украинские и русские песни.
Семьи в селе были многодетными, дети почитали старших, особенно родителей – отца и мать.
Жизнь села в послереволюционный период. Революция 1917 года была встречена в Красном Кутке без особого восторга, так как она не принесла никаких социальных изменений: люди, как трудились ранее в поте лица, так и дальше продолжали тяжелым крестьянским трудом добывать свой хлеб.

В1918 году Первая мировая война докатилась и до Красного Кутка: в апреле этого же года в село вошли немецкие и гайдамацкие войска. До конца ноября они чувствовали здесь себя хозяевами жизни – терроризировали население, отбирали у жителей хлеб, скот, карали активистов, выступавших за передел земли. Гайдамаки же покинули село в середине декабря 1918 года.

В 1924 году в селе был учрежден Сельский Совет. Его возглавил председатель Оболенцев Н.В. В этом же году в Красном Кутке было построено из красного кирпича двухэтажное здание семилетней школы, которое в начале девяностых годов пришло в негодность и было снесено. В этом же здании в двадцатых годах была создана публичная библиотека. Ее охотно посещали, начавшие постигать грамоту, молодые жители села.
В конце двадцатых годов в селе новой властью делалось несколько попыток организовать колхоз: у зажиточных, по тем временам, жителей села насильственно отбирали скот и приводили на скотный двор, но ночью хозяева скота забирали его обратно. Противоборство населения с властью закончилось тем, что колхоз в Красном Кутке так и не был создан. Однако зажиточные жители села за это подверглись так называемому раскулачиванию и вместе с семьями были высланы в Сибирь. Старожилы утверждают, что в дореволюционный и послереволюционный периоды жизни села, все кто трудился, жили достаточно хорошо.

Годы Великой Отечественной войны. В течение Великой Отечественной войны в ряды Красной армии было призвано более трех сот мужчин. Из них после окончания войны в село не вернулись 148 человек – их тела до сих пор покоятся в братских могилах России, Литвы, Венгрии, Польши, Германии. 19 человек были угнаны на работу в Германию, вернулись не все.

В течение войны село дважды подвергалось оккупации гитлеровскими войсками. Первый раз село было занято немцами в октябре 1941 года. Вошли в село они со стороны Борисовки по Краснокутскому шляху, пролегавшему по территории нынешнего заповедника. Но вскоре они покинули село, успев расстрелять троих активистов села. Вторая волна оккупации села немецкими войсками произошла в марте 1943 года. Боевых действий в селе не велось. В лесу, на территории заповедника, в специальных рвах размещалась военная техника армии Вермахта, склады с оружием и боеприпасами. До сих пор в заповеднике можно найти гильзы от снарядов, и даже проржавленные боевые патроны. Расквартированы немецкие солдаты были в домах жителей села. Неоднократными в селе были случаи мародерства немецких солдат. И хотя в селе не было военных действий, в здании одного из зданий школы был размещен немецкий госпиталь, куда доставляли раненых солдат с линии фронта, проходящей невдалеке от села. Хоронили немцы своих погибших собратьев на опушке заповедника. Немецкое кладбище в нетронутом виде просуществовало до конца девяностых годов и было раскопано с согласия немецкой стороны поисковым отрядом города Старый Оскол.

В первых числах августа 1943 года гитлеровские солдаты покинули Красный Куток. Все тяготы и невзгоды жизни военных лет взвалились на женские плечи. Им самим в поте лица пришлось добывать хлеб насущный и вскармливать малолетних детей.
Послевоенная жизнь села. Об окончании войны жители села узнали сразу же из сообщений действующего Краснокутского сельского Совета. На площади, где сегодня установлен памятник воину – освободителю, 9 мая 1945 года состоялся многочисленный митинг жителей села. А чуть позже в село начали возвращаться бывшие фронтовики. В первые годы после окончания войны жизнь их складывалась нелегко: нигде вблизи не было работы: предприятия были разрушены войной, личные подсобные хозяйства разве что не давали умереть с голоду. В поисках работы им пришлось уезжать в Харьков. Мужчинам и женщинам, нашедшим работу в Харькове, приходилось ездить туда каждый день на поезде, который уходил из Красного Кутка в Харьков в 3 часа 20 мин., а возвращался обратно в 23 часа. На сон оставалось с учетом дороги не более трех часов. Но с годами жизнь в селе постепенно начала входить в свое русло.

После войны началось строительство кирпичного завода. Первым организатором завода был Расколинос Яков Степанович. Вся работа выполнялась в основном вручную. Постепенно завод расширялся, построена была вторая печь, сараи для сушки кирпича. Работа стала механизированной. В советские времена, выпуск кирпича был доведен до 12 млн. штук в год. В 1959 году директором завода был житель села Линниченко Яков Иванович. В настоящее время кирпичный завод действующий, в год выход кирпича составляет 3 млн. штук. Многие годы кирпичным заводом руководит Кравченко Николай Васильевич.

Был еще и старый кирпичный завод, который принадлежал совхозу «Борисовский», на котором работало много жителей села Красный Куток. Располагался этот кирпичный завод за селом Красный Куток вправо от дороги на село Крюково. Там сделан был большой водоем (плотина) из которого и брали воду для изготовления кирпича. Глину и песок брали рядом в карьерах. Располагалась печь, сараи, контора, баня. Печь топили углем. Высокая кирпичная труба была видна на много километров. Мастером на этом заводе был житель села Середенко Иван Моисеевич. В девяностые годы завод был закрыт, а затем разрушен.

В начале семидесятых годов в Красном Кутке было построено здание цеха лозоплетения, пятью годами позже производство лозоплетения было свернуто, а на площадях этого же цеха был организован пошив спецодежды, детского белья и пр. Средняя зарплата, работающих на нем жителей села, составляла тогда порядка 190 рублей, что по покупательской способности сегодня соответствует 16000 рублей. После ввода в действие мясокомбината и молокозавода на станции Готня часть жителей села нашла себе применение там. Но все же большинство жителей села нашли себе работу в городе Харькове в паровозном депо им. С.М. Кирова и на грузовой станции Основа. Работали они по графику – сутки на работе, трое суток дома. Некоторые жители села работали проводниками на поездах дальнего следования. Работу в соседних колхозах они предпочли работе на производствах и промышленных предприятиях. Люди строили дома, в основном кирпичные. Село росло.

Жизнь села в годы перестройки и после. Перестройка прервала устоявшийся благоприятный быт сельчан: большинство жителей села потеряли работу, а значит и средства к нормальному существованию. Вокруг начали закрываться предприятия, работающие в Харькове железнодорожники стали нежеланными «мигрантами» и первыми попали под сокращение. Село дрогнуло, но не сдалось. Первое время жителей села спасали приусадебные участки. Но дохода от них практически не было. Те, кто еще задержались на работе по полгода не получали зарплаты, а пенсионеры - пенсий. И мужики, как и их предки снова взялись за топоры и пилы и отправились в отхожий промысел. Наиболее предприимчивые жители села, оставив семьи, оправились на заработки в Москву и Санкт – Петербург. С годами жизнь в селе начала меняться к лучшему: постепенно стали наращивать свои производственные мощности Борисовский завод мостовых металлоконструкций, консервный завод, фабрика керамических изделий, кирпичный завод. Часть жителей села стала заниматься торговлей на вещевых рынках. Из – за снижения покупательской способности населения района начал свертываться «клубничный бизнес», который ранее процветал в Красном Кутке.

Сегодня каждый, кто хотел, нашел себе применение в новой постперестроечной жизни. Люди начали благоустраивать дома, обзаводиться дорогой бытовой техникой, приобретать автомобили. Многие жители села берут землю под последующее строительство домов. Страх потерять работу, как основной источник дохода, исчез. Выпускники, окончившие школу, продолжают учебу в средних технических или высших учебных заведениях. Молодежь обзаводится семьями. В настоящее время в селе насчитывается 36 детей дошкольного возраста.

Образовательная сфера. Культурно – досуговые учреждения. В селе имеется Краснокутская основная общеобразовательная школа. Коллективом учителей школа руководит директор школы Смоленко Игорь Николаевич. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в региональном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады по различным предметам и занимают призовые места. Для школьников, имеющих высокую мотивацию к обучению, организованы дополнительные занятия по различным предметам.
В Красном Кутке имеется сельский Дом культуры, построенный в 1959 году. В 2010 году его помещение было капитально отремонтировано. СДК оснащен современным оборудованием. Участники художественной самодеятельности выступают не только перед своими односельчанами, но и перед жителями соседних сел. Директор Титенков Владимир Павлович.

В 1946 году в селе была открыта изба читальня, которая располагалась в маленькой комнатке при сельском Совете. Затем была выделена комната в сельском клубе. В 1980 году к зданию клуба было пристроено помещение для библиотеки, котором она и расположена сегодня. Услугами библиотеки пользуются читатели, начиная от дошкольного возраста. Директор Мирошниченко Ирина Ивановна.
Медицинское обслуживание. Услуги почтовой связи. В сельском поселении имеется фельдшерско – акушерский пункт, находящийся в центре села. Радиус обслуживания населения – 5 км, отдаленность от районной больницы 25 км. ФАП занимается профилактической и лечебной деятельностью, проводит ежегодную диспансеризацию жителей села. Возглавляет ФАП Чеботарь Елена Васильевна.

На протяжении многих лет жителей села Красный Куток и хутора Ваковщина обслуживает Краснокутское отделение почтовой связи. Жителям поселения оказываются такие виды услуг как: вручение и отправление почтовых карточек, писем, посылок, прием и отправление почтовых переводов и др. Начальник отделения почтовой связи – Горбунова Анастасия Сергеевна.

СВЯТЫНЯ МЕСТНОЙ ОКРУГИ - так по – праву называется храм иконы Божией Матери «Знамение», расположенный в Красном Кутке на мысе, протекающей рядом реки Локня, построенный в 1772 году. Знаменский храм – один из старейших храмов в Борисовском районе. Пастырское служение в храме на протяжении 35 лет осуществляет настоятель - протоиерей Иоанн Макаренко. За свои заслуги он отмечен многими высокими знаками признания Русской Православной Церкви. У прихожан и жителей села, отец Иоанн пользуется заслуженным авторитетом и уважением. В лютые годы осквернения и разорения святынь Русской земли, когда были закрыты и разрушены все храмы Хотмыжского и Грайворонского уездов, один святой Знаменский храм оставался действующим. Сюда по праздникам с окрестных поселений стекались люди на Богослужение. И сегодня для общения с Господом в Знаменский храм приходят не только жители Красного Кутка, но и жители соседних поселений.

Наши выдающиеся земляки. В составе экипажа восставшего в годы революции 1905 – 1907 годов броненосца «Потемкин» принимал участие наш земляк, уроженец села Красный Куток, матрос 2 статьи Штоколенко Увар Дмитриевич.

  • Середенко Александр Лаврентьевич, 1912 года рождения, Герой Советского Союза, проявил героизм при форсировании Днепра, погиб в январе 1944 года.
  • Серков И.В. (борт – радист самолета) погиб в 1988 году при оказании помощи Армении во время землетрясения в городе Спитак.
  • Лаврик Геннадий Иванович, академик, доктор архитектуры, работает в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова.
  • Литвинов Петр Алексеевич, физик – атомщик, работает в Сумском государственном университете.
  • Линниченко Валерий Трофимович, профессор Московского государственного университета пищевых производств.

С 1- го января 2006 года в соответствии с Федеральным законом 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был упразднен Краснокутский сельский округ как малочисленный по составу населения, после чего он был включен в состав вновь образованного Октябрьско – Готнянского сельского поселения с административным центром в селе Октябрьская Готня.
В конце марта 2012 года на одном из собраний жителей села было принято решение инициировать проведение в сельском поселении проведение референдума с вопросом: «Согласны ли вы на преобразование Октябрьско – Готнянского сельского поселения путем разделения его на Октябрьско – Готнянское сельское поселение и Краснокутское сельское поселение?».

В марте 2013 года Губернатором Белгородской области Е.С. Савченко было принято решение о проведении 28 апреля 2013 года в Октябрьско – Готнянском сельском референдума по разделению Октябрьско – Готнянского сельского поселения на два сельских поселения: Октябрьско – Готнянское и Краснокутское.

На состоявшемся 28 апреля 2013 года в Октябрьско – Готнянском сельском поселении референдуме за его разделение на два сельских поселения в Красном Кутке проголосовали 95.2% избирателей при явке 98%, в Октябрьской Готне и хуторах Басов и Федосейкин – 85% при явке избирателей 87%. По итогам голосования на референдуме Постановлением губернатора Белгородской области Е.С. Савченко от 6 мая 2013 года было создано Краснокутское сельское поселение с административным центром в Красном Кутке.
8 сентября 2013 года на состоявшихся в Красном Кутке муниципальных выборах были избраны 7 депутатов Земского собрания Краснокутского сельского округа: Боженко В.М., Бондаренко О.И., Ильяшенко В.И., Мухин А.И., Смоленко И.Н., Стороженко С.А. и Черкашина Г.Д. Главой сельского поселения на первом заседании Земского собрания был избран Смоленко И.Н.

24 декабря 2013 года на состоявшемся расширенном заседании Земского собрания главой администрации Краснокутского сельского поселения депутатами единогласно был избран Здоровцов Евгений Александрович. В тот же день главой Краснокутского сельского поселения Смоленко И.Н. был подписан контракт о назначении Здоровцова Е.А. на должность главы администрации Краснокутского сельского поселения сроком на 5 лет.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie